Кому он нужен, этот ваш путевой лист?
В начале 2022 г. Правительство Москвы разработало программу по отмене и смягчению ряда контрольно-надзорных требований к бизнесу, в рамках которой на себя обращают внимание предложения по транспорту. Первый раз на столь высоком уровне прозвучало предложение о том, чтобы отказаться от использования путевых листов. «Путевой лист – бессмысленный инструмент контроля: сотрудник ГИБДД не может на дороге проверить реальность медосмотра и контроля техсостояния авто», – говорится в приложении к письму Собянина. В документе подчеркивается, что во многих предприятиях, особенно малых, это требование «выполняется сугубо формально».
Также предложения касаются смягчения, а в некоторых случаях и вовсе отмены, предрейсовых инструктажей, медоосмотров и проверку технического состояния.
Так кому же нужен путевой лист? Государству нужна реальная безопасность на дороге, а не фикция безопасности, нужны налоговые сборы от коммерческой деятельности по использованию транспорта, а не контроль ради контроля. Бизнесу нужны учетные данные для ведения бизнеса. Учитывая, что вопросы государства и бизнеса — это разные вопросы, то и решаться они могут разными способами.
В Европе транспортная деятельность зарегулирована локальными требованиями и общеевропейскими конвенциями, но в Европе нет такого документа, как путевой лист. Безопасность на европейских дорогах контролируется через тахографы (состояние водителя), страховые компании (системы Телематик, медицинские страховки), проверки технического состояния на постах и при периодических техосмотрах. Налоговые компоненты контролируются через регистры владения транспортными средствами и камеральные проверки. Система контроля выручки транспортных компаний через путевые листы отсутствует.
Бизнес в России понимает правила игры. Поэтому может «успешно» выпустить из ворот в восемь утра одновременно 100 машин с прохождением медосмотра, техконтроля, инструктажа. Но ради чего? Бизнес сам должен быть замотивирован в вопросах безопасности и качества услуг. Это вопрос репутации и убытков. Большой бизнес выстроит у себя такие системы, и они будут работать по реальным правилам. Малый же и средний бизнес конечно же будет жить в условиях дозволенного и лишние барьеры только формируют поиск путей обхода. Путевым листом, даже если он электронный не решить вопрос безопасности на дорогах или вопрос собираемости оборотных налогов. На наш взгляд путевой лист – хороший универсальный документ интегрирующий информацию для широкого круга реципиентов из бизнес-среды. И только им решать какой должен быть путевой лист.
АО «Вил кэпитал» - компания, разрабатывающая решения по оптимизации бизнес-процессов для автотранспортных компаний, а именно ядра любого автотранспортного предприятия – эксплуатационных служб.